Викторианские буйства. Разноцветные дамские чулки второй половины

Викторианские буйства.
Разноцветные дамские чулки второй половины XIX века.

Чулки — древнейшее изобретение человечества. Их шили из ткани и вязали вручную. В конце XVI века появилось революционное новшество: англичанин Уильям Ли изобрёл вязальную машину, скорость которой по тем временам была фантастической. Она делала 600 петель в минуту, а в усовершенствованном варианте — 1000. Качественные изделия всегда были привилегией состоятельных людей, большинство носило вязаные вручную чулки из доступных материалов.

В XVIII веке вязаные чулки практически повсеместно вытеснили шитые из ткани. Модники и модницы из состоятельных слоёв предпочитали шёлковые чулки, украшенные вышивкой. Белые чулки в XVIII веке мужчины надевали к парадным костюмам, а цветные — к повседневным.

Интересно, что всем известное выражение «синий чулок» родом из XVIII века. Существует несколько версий его происхождения. В Англии 1760-х гг. в салоне писательницы Элизабет Монтегю (1718—1800) самым активным и видным членом кружка был учёный-ботаник, писатель и переводчик Бенджамин Стиллингфлит, который всегда носил синие шерстяные чулки. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо — нет синих чулок!» Таким образом, прозвище «синий чулок» первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть «Обществом синего чулка».
Есть версия, что кружку леди Монтэгю имя «синие чулки» дал адмирал Эдвард Боскауэн (1711—1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик». Он был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка и грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены, насмешливо называя заседания кружка встречами «Общества синих чулок». Выражение стало в Англии нарицательным после того, как поэт Джордж Гордон Байрон написал на салон леди Монтэгю сатиру и назвал её «Синие» (англ. The Blues). Уже к 1780-м годам «синими чулками» стали называть женщин, которые предпочитали заниматься наукой вместо обычных домашних дамских дел.

Именно в XVIII веке появляются ажурные чулки. Считается, что их ввела в моду фаворитка короля Людовика XV маркиза де Помпадур.

Исследователи костюма пишут, что в первой половине XIX века в моде были светлые чулки. По особым случаям носили шёлковые чулки, повседневные были из хлопка и шерсти. В 1830-е годы в моду входят чулки розоватого оттенка.

Настоящий «расцвет» чулок произошёл в викторианскую эпоху, особенно, в конце XIX века. Конечно, классические белые и чёрные чулки носили всегда, но именно в этот период в чулочной моде появляются «вспышки» цвета. В 1860-е годы в моде были полосатые чулки. В 1880-90-е годы чулки стали более пёстрыми: в чёрную и белую полоску, с вышитыми стрелками, а к концу 1890-х годов вечерние чулки украшали вышивками и кружевными вставками. Возможно, появление цветных и разнообразно отделанных чулок было связано с тем, что к концу 1860-х годов дамские юбки на повседневных костюмах становятся короче, в моду входит обувь на более высоких каблуках, чем в предшествующий период.

История чулок — это история дамских тайн. На иллюстрациях из журналов мод их встретишь не часто, да и в живописи чулки — тема очень редкая, в основном, отражённая в будуарных сюжетах XVIII века.
Музейные экспонаты также не дают полного представления о распространённости ярких чулок, ведь
то, что мы видим на приведённых ниже фотографиях, конечно, вещи не типичные. Возможно, поэтому они и попали в музей, т.к. их берегли или носили крайне редко. Зато какое буйство красок и орнаментов! Тут и ягодки, и цветы, и полоски…
Так хотелось бы предположить, что под пышными юбками на кринолинах или под сложными конструкциями, задрапированными на турнюрах, часто скрывались вот такие необыкновенные чулки, которые были доступны только взору избранных…

Добавить комментарий