Веера Викторианской эпохи. Западная Европа, вторая половина 19 века.
Веер был одним из любимых дамских аксессуаров на протяжение многих столетий. Рассвет веерного искусства и огромная популярность этого аксессуара пришлись на 18 век. Интересно, что в Москве в 1751 году была открыта первая веерная фабрика.
Производство располагалось «в пяти покоях»: «в первом стан печатной, на котором печатают листы на вееры, при том доски медные и надлежащие тому инструменты. Во втором контора, в оной бывает раздача мастеровым и работным людям на делание вееров костей и красок и мастеровым и работным людям заработным деньгам. В оной конторе верстак, при том же лежит всякий инструмент: пилы, терпуги, сверлы и проч. принадлежащие вещи. В третьем складывают вееры, цветят листы и чистят кости мужеска и женска полу до семи человек. В четвертом находится стан, и на оном разнимают кости в большие и меньшие штуки, при оном мастерстве работают людей до осми человек. В пятом жителство подмастерье из именованных содержателей Андрей Филатов, при нем живописцев два человека».
Веер, как и любой другой предмет декоративно-прикладного искусства и элемент костюма часто подвергался изменениям, которые зависели от моды. Веера делали из слоновой кости, дерева, перламутра, панциря пятнистой черепахи, украшая пластины тонкой ажурной резьбой, иногда — позолотой. Экраны были из бумаги или пергамента, их расписывали гуашью. Экраны из ткани украшали вышивкой, росписью, металлическими пайетками. В 18 веке в моде были «галантные сцены»: гуляющие среди живописных руин дамы и кавалеры, иногда предстающие даже в фривольных позах (известны веера с откровенными сценками, на которых дама в страстных объятьях возлюбленного могла быть изображена с обнажённой грудью). Веера эпохи рококо отличались нежным колоритом, мастера использовали голубые, розовые, фисташковые, золотистые тона. Пластины были тонкими, сам веер был воплощением изящества и хрупкости.
Именно сюжеты 18 века вновь украсили веера модниц Викторианской эпохи, особенно, в 1840-60-е годы, период «второго рококо», смешения исторических стилей и увлечения стариной.
Веера второй половины 19 века, стилизованные под 18-й век более тяжеловесны, часто перегружены излишне пышным декором, обилием позолоты.
Собрание музея Метрополитен.