В музее Орсе состоялась выставка, посвящённая истории проституции во Франции во второй половине XIX — начале ХХ вв.: «Splendour and Misery. Pictures of Prostitution, 1850-1910».
Феноменальный масштаб проституции во Франции в XIX веке — тема, отразившаяся в творчестве множества художников, писателей, комозиторов, скульпторов и драматургов. Удовольствия и страдания, сомнительная роскошь и нищета — тяжёлая участь проституированных женщин стала центральным сюжетом произведений многих знаменитых живописцев.
В XIX веке в проституцию было вовлечено огромное количество женщин: работницы фабрик, многочисленные прачки, цветочницы, продавщицы, вынужденные работать за мизерную плату, часто не могли позволить себе жильё и поддержать семью, поэтому прибегали к унизительному заработку. В пёстрой парижской толпе было сложно отличить женщину, вовлечённую в проституцию давно, либо обратившуюся к этому занятию случайно. Художники того времени могли уловить в неоднозначной атмосфере города типичные знаки, которые могли указать на род занятий женщины. Так, например, слишком высоко поднятая юбка на картине «Переходя улицу» Джованни Больдини — пример такого красноречивого жеста.
Парижские кафе были центрами уличной проституции. В XIX веке ханжеские нормы этикета не позволяли женщине находиться в общественном месте одной, без родственников или компаньонки, не будучи осуждённой обществом. Террасы кафе были «стратегическими» местами для проституток, которые в начале вечера, во «время абсента», в одиночестве сидели за столиками в ожидании клиентов. Такие образы можно увидеть на полотнах Мане, Дега и Ван Гога.
Выставка снабжена подробной сопроводительной статьёй, в которой глубоко анализируется эта острая социальная проблема и её отражение в европейской культуре.