Турнюры в моде 1870-80-х годов. Краткая историческая справка и более 700 изображений в альбомах по периоду.
Турнюр (от франц. tournure — осанка — манера держаться) — приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище нижней части юбки, что формировало характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела, либо нижняя юбка с такого рода приспособлением. По-английски турнюр называется bustle.
Во второй половине XIX века можно условно выделить два периода, в которые был особенно популярен турнюр: «первый турнюр» — 1869-1875 гг. и «второй турнюр» — 1883-1889 гг. Эпоха «natural form» — 1876-1883 гг. характеризуется практически полным отсутствием турнюров.
Турнюр имеет долгую историю. Ещё в начале XIX века под платьями с высокой линией талии носили небольшой валик на спине, предотвращающий западание юбки.
После того, как линия талии снизилась, а юбка расширилась, к 1830-м гг. он был заменён большой подкладкой, набитой шерстью, которую носили на уровне бёдер. Она и получила название tournure.
Позже появились жёсnкие нижние юбки, с 1839 года в употребление вошли юбки, сделанные из плотного материала с добавлением конского волоса, который назывался «кринолин». Это название перешло и на юбки с обручами 1850-х и появившиеся позже юбки на «клетках» из стальной проволоки. Изобретение кринолина со стальной рамой (1856 г.) приписывается французскому модельеру английского происхождения Чарльзу Фредерику Уорту.
В конце 1860-х гг. мода на широкие юбки на каркасных кринолинах постепенно пошла на спад, юбки постепенно «сплющивались» по бокам и драпировались сзади пышными складками. Добиться модного силуэта можно было при помощи «кринолетта» — вытянутого по форме кринолина.
Новый силуэт костюма окончательно оформляется к 1873 году. «Кринолиновъ больше не носятъ – это положительно, т. е. не носятъ прежнихъ безобразныхъ балоновъ, но все-таки надђваютъ внизу узкую юбку изъ плотной ткани, бђлую или красную, безъ всякихъ пружинъ спереди и съ нђсколькими пружинами сзади, которыя образуютъ турнюръ» («Модный магазин», 1873, № 6, с. 82).
Линия талии заметно опускается, и вся пышность нижних юбок, драпированных пуфом, сосредотачивается сзади. «Заднiя полотнища юбки кроятся очень длинно, закладываются вверху, на бокахъ, двумя или тремя складками и связываются на срединђ, съ изнанки, в двухъ или трехъ мђстахъ тесемками, что и составляетъ пуфъ. Спереди юбка остается гладкая» («Модный магазин», 1873, № 9, с. 131).
Модные силуэты 1869-1875 гг. отличаются пышными юбками, драпировавшимися на турнюре, который приподнимал их чуть выше поясницы.
Потом в моду вошли платья с удлинённым облегающим лифом «панцирь», с 1876 по 1883 гг. размеры турнюров были весьма умеренными или можно было встретить платья совсем без турнюров.
Ближе к середине 1880-х юбки вновь начали становится пышнее, турнюры снова вошли в моду, но с явными изменениями и в преувеличенной форме. Модный силуэт середины 1880-х гг. с турнюром, который выступал горизонтально по направлению к спине, вызывал множество насмешек и карикатур.
Турнюры были разных конструкций: из набитой соломой или конским волосом подушечки, прикрепленной к нескольким стальным полу-окружностям, или облегчённые варианты в виде валиков и подушечек, сплетённых из стальной проволоки.
К 1890-м гг. мода на пышные юбки постепенно начала угасать, турнюр сильно уменьшился в размерах и вновь стал небольшой подушечкой. Такие подушечки продолжали носить примерно до 1905 года. После того, как в моду вошли платья с завышенной линии талии, изменились корсеты, они стали длиннее и даже доходили до бёдер, необходимость в турнюре отпала и он исчез из дамского гардероба.