Французская мода конца XV — начала XVI столетия на миниатюрах из книги «Epistulae heroidum (Octavien de Saint-Gelais)» by Robinet Testard, Cognac, 1496-98 гг.
Героиды («Heroids», «Героини», или «Epistulae Heroidum», «Письма героинь») — стихотворные послания, созданные около 5 г до н. э. древнеримским поэтом Овидием. Насчитывают 21 письмо. Каждое написано от лица мифологической (Федра, Медея) или исторической (Сафо) героини, которая находится в разлуке со своим возлюбленным или брошена им. В настоящее время Овидию приписывается пятнадцать.
В книге «Epistulae heroidum (Octavien de Saint-Gelais)» из собрания Национальной библиотеки Франции можно увидеть миниатюры, созданные, предположительно, знаменитым мастером Робине Тестаром, на которых античные герои изображены в современной художнику одежде.
Модная одежда состоятельных французов конца XV века отличалась богатством отделок и цветов. Мужские рубахи носили прямо на теле, белая ткань была видна через прорези в верхней одежде. Роскошные ткани верхней одежды было проблематично стирать, но можно было стирать рубахи, которые шили из полотна. Некоторые историки моды предполагают, что изначально такие рубахи служили исключительно для гигиенических целей, предохраняя верхнюю одежду от загрзнения. Поверх рубахи носили дублет, короткую куртку — джеркин и мантию. Дублет и джеркин — похожие элементы одежды, но почти до начала XVI века дублет был нижней одеждой, немного напоминающей современный жилет, тесно прилегающий к талии, с вырезом на груди, узкими вшивными или прикрепляемыми рукавами. С середины XVI века дублет постепенно становится верхней одеждой, тесно прилегающей к туго затянутой талии. Куртка джеркин прилегала к талии, её широкая баска в складку была длинной, куртка была распахнута спереди для демонстрации дублета, рубахи и гульфика.
Модные штаны-чулки часто были видны до линии талии, они могли быть полосатыми, пёстрыми, из разноцветных лоскутов или вышитыми. Штаны-чулки прикреплялись к дублету с помощью завязок.
Только к 1540-50 гг. штаны-чулки разделились на две части: верхняя превратилась в бриджи, нижняя — в чулки. С 1490 по 1540-е гг. носили очень широкую обувь.
Женские платья в этот период были часто с квадратным вырезом декольте, примерно в 1500-1515 гг. талия постепенно опустилась на естественное место (раньше она была завышена), рукава пузырились над локтями, сужаясь к запястью или же были длинными и широкими. Лиф и юбка стали отдельными предметами только к середине XVI века.
Модным головным убором становится «французский чепец» или арселе, который представлял собой небольшой капор на жёстком каркасе. Его носили на темени, бока загибались вперёд, чтобы закрыть уши. Цвета тканей были выразительными, чаще тёмными. В начале XVI века в моде состоятельных сословий преобладала красная, чёрная, тёмно-синяя и золотая парча и бархат.
Источники изображений: миниатюры из собрания Bibliothèque nationale de France