Фероньерка (франц. Ferronnière от Ferrer — «оковывать, накладывать пломбу») — изделие ювелирного искусства, женское головное украшение. Повязка, тения с драгоценным камнем или жемчужиной посередине. Такие украшения под влиянием искусства Востока женщины носили в эпоху Возрождения.
Происхождение названия иногда связывают с картиной работы одного из «леонардесков» (учеников Леонардо да Винчи), вероятно, Дж. Больтраффьо по рисунку или подмалевку Леонардо. Картина называется по-французски: «La belle Ferronière» («Прекрасная Фероньер», ок. 1495; ранее находилась в замке Фонтенбло, ныне в парижском Лувре). Это поясной портрет, изображающий женщину, написанную в три четверти. Её лицо повернуто к зрителю, но немного вопросительный взгляд уведен в сторону. На макушке дамы надет головной убор, называемый scuffia, на её лбу — фероньерка, которая завязана позади, и украшена камеей или драгоценным камнем по ломбардской моде. Дама одета в платье терракотового цвета. Ожерелье, несколько раз обмотанное вокруг её шеи, контрастирует с квадратной линией выреза и орнаментальными рукавами. Её волосы разделены на прямой пробор и спускаются на уши. Однако название картины правильнее перевести: «Прекрасная скобянщица» (франц. Ferronnière — «торговка скобяными, металлическими изделиями»).
Позднее фероньерки вошли в моду в начале XIX в. Фероньерка составляла часть большой парюры. Как сообщал в 1832 году журнал «Северная пчела», у петербургских модниц «фероньерки сделались необходимостью». Фероньерка была исключительно деталью бального туалета, поэтому, когда разбогатевшие купчихи или мелкопоместные дворянки, претендуя на причастность к высшему свету, надевали данное украшение в неподходящей ситуации, они становились предметом острот со стороны окружающих. Упоминание о фероньерке в ироничном ключе можно встретить у М.Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Пошехонская старина»:
«Надень фероньерку, и дело с концом! – сказала она, – как раз звездочка по середине лба придется. И точно: надела сестрица фероньерку, и вместо прыща на лбу вырос довольно крупный бриллиант». Предметом иронии Салтыкова-Щедрина стала не только изворотливость уездных барышень, но и их провинциальность: сестрица надевает бриллианты, чтобы продемонстрировать богатство и показать возможному жениху, что она дома «всегда так ходит». Типы драгоценных украшений всегда строго подчинялись моде. Какие-то становились принадлежностью дамского туалета на века, другие находились в фаворе всего несколько лет. Фероньерки не получили широкого распространения и довольно быстро вышли из моды, их перестали носить уже в середине XIX века.