Бархат. История ткани.
Бархат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) – ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая – ворс. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Также изготовляют уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом.
Техника изготовления бархата, была изобретена в Китае в III в. до н. э. В VII—VIII вв.
Бархат производили в странах Ближнего Востока, в XIV—XV вв. экспортировали в Европу и русские земли, отсюда др.-русск. название «баракан» или баркан (от арабск. через итал. barracano, голл. barkaan).
Появление бархата в Европе – это, прежде всего, явление экономическое, а потом уже модное. Благодаря ему обогащались торговцы и банкиры. Над текстильными рынками целого мира превалировали Венеция, Генуя и Флоренция. Они влияли на цены, моду, технологии, экономическую структуру Европы на протяжении столетий. По общей версии первая бархатная ткань была выполнена из шелка. А Италия стала первой страной Европы, куда бархат попал благодаря арабским торговцам.
В 1247 году в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. Для знаменитого венецианского бархата — его можно видеть на картинах Тициана — характерны темно-красный, вишневый и золотистый цвета. Наиболее распространенный орнамент, также заимствованный с Востока, — плод граната. Рисунки для декорирования бархатных тканей выполняли многие художники Итальянского Возрождения: Я. Беллини, А. Виварини, Д. Гирландайо, К. Кривелли, А. Поллайоло и другие.
В XVI веке бархат стал общеевропейским придворным материалом. Бархат яркой окраски с переливчатой поверхностью был особенно любим в эпоху Возрождения и Барокко. Его использовали для дорогой одежды, обивки мебели.
Ткачи из Лукки заимствовали рисунки с Запада, из мавританской Испании. В Генуе почти без изменения повторяли восточные образцы с мотивами из искусства Китая. С начала XVI в. роль восточных влияний ослабевает. Генуэзский бархат был в основном разрезным (со стриженым ворсом) либо «рытым», смешанной техники («полуразрезным», когда часть поверхности была стриженой, а часть оставалась петельчатой, с неразрезанным ворсом). Такой бархат на Руси называли «двоеморхим» (морх — то же, что ворс, бахрома).
В XVI—XVII вв. получил распространение турецкий бархат — рытый, расшитый золочеными и серебряными нитями. На Руси его называли «турским» (турецким) или «брусским», по названию г. Брусса в Малой Азии, близ Мраморного моря (в античности Prusa). Для турецкого бархата характерны «кафельные» узоры из элементов мусульманского орнамента — розеток и звезд, с раппо́ртом, напоминающим декор поливных восточных изразцов. В 1623 г. был основан «Бархатный двор» в Москве, на котором работали итальянские и немецкие мастера, но к концу XVII в. это производство прекратилось.
В XVIII веке в России стали появляться мануфактуры и фабрики, где изготавливались бархатные ткани. Сырье для них шло уже легально: русские купцы беспошлинно вывозили в Китай русские меха и меняли их там на шёлк-сырец. Зато на заграничные ткани Петр I ввел высокие пошлины.
В XIX в. лучшие сорта хлопчатобумажного бархата делали в Англии; с шелковым ворсом по бумажной основе — в Германии, так называемый крефельдский бархат, по названию г. Крефельда.
В XX в. получил распространение панбархат с рельефным узором, создававшимся тиснением горячим прессом, для чего использовались синтетические волокна.
Существовало большое количество видов этой ткани — легких и тяжелых.
• Бостер — это средний по качеству вид гладкого бархата.
• В золотном бархате для создания узора использовали золотные нити. Длина ворса у бархата составляла 1,5-2 миллиметра, бархаты с более длинным ворсом называли косматыми.
• Ворс мог покрывать не всю поверхность ткани, а только отдельные участки, образуя узор. Самый простой из узорчатыx «рытых» бархатов — дрогетовый, более сложный с узорами из цветов — травный, или травчатый.
• Если участки разрезанного ворса сочетались с участками неразрезанного в виде петель, такой бархат называли полуразрезным, или вытяжным.
• Но лучшим бархатом считался тяжелый киперный, который по месту производства называли итальянским или китайским.
• Шерстяной бархат называли плюшем.
Все эти названия пришли к нам из разных языков и везде обозначают бархат: плис от шведского «plys», плюш от немецкого «Plusch», английского «plush» и французского «реluchе», велюр от французского «velours», вельвет от английского «velvet». Поэтому те особенности, которые первоначально отличали одну ткань от другой, позднее стирались, происходило смешение понятий. В настоящее время в зависимости от того, какие нити образуют ворс, все ворсовые ткани делятся на уточно-ворсовые и основоворсовые.
Все уточно-ворсовые ткани вырабатывают из хлопчатобумажной пряжи. Ткани с ворсовым покровом в виде продольных рубчиков называют вельвет-кордом и вельвет-рубчиком, причем у вельвет-корда рубчик более широкий. Плис, вельвет и полубархат представляют собой ткани со сплошным ворсом. Основоворсовые ткани изготовляют из пряжи и нитей всех видов. У плюша ворс более редкий, но в 2- 4 раза более высокий, чем у бархата. К искусственному меху, коврам и дорожкам относят ворсовые ткани с высотой ворса более 10 миллиметров.