Из истории веера.
Родиной складного веера , состоящего из экрана и остова из множества пластин, скорее всего является Восток, откуда такие веера были завезены в Европу в позднем Средневековье.
В 16-17 вв. веер становится популярным аксессуаром. Ангийская королева Елизавета Елизавета была страстной любительницей вееров. Перечень вещей из гардероба королевы содержит следующие поразительные описания: «один веер из белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками, обернутыми вокруг, украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с парой крыльев, украшенных бриллиантами» и «один веер разных цветов с золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».
На многочисленных портретах королевы можно увидеть разные веера ювелирной работы: большинство из них выполнено из перьев птиц, а ручки сделаны из золота и украшены драгоценными камнями. Встречаются так же складные веера с резными пластинками из слоновой кости.
Рассвет веерного искусства и огромная популярность этого аксессуара пришлись на 18 век. Интересно, что в Москве в 1751 году была открыта первая веерная фабрика.
Производство располагалось «в пяти покоях»: «в первом стан печатной, на котором печатают листы на вееры, при том доски медные и надлежащие тому инструменты. Во втором контора, в оной бывает раздача мастеровым и работным людям на делание вееров костей и красок и мастеровым и работным людям заработным деньгам. В оной конторе верстак, при том же лежит всякий инструмент: пилы, терпуги, сверлы и проч. принадлежащие вещи. В третьем складывают вееры, цветят листы и чистят кости мужеска и женска полу до семи человек. В четвертом находится стан, и на оном разнимают кости в большие и меньшие штуки, при оном мастерстве работают людей до осми человек. В пятом жителство подмастерье из именованных содержателей Андрей Филатов, при нем живописцев два человека».
Веер, как и любой другой предмет декоративно-прикладного искусства и элемент костюма часто подвергался изменениям, которые зависели от моды. Веера делали из слоновой кости, дерева, перламутра, панциря пятнистой черепахи, украшая пластины тонкой ажурной резьбой, иногда — позолотой. Экраны были из бумаги или пергамента, их расписывали гуашью. Экраны из ткани украшали вышивкой, росписью, металлическими пайетками. В 18 веке в моде были «галантные сцены»: гуляющие среди живописных руин дамы и кавалеры, иногда предстающие даже в фривольных позах (известны веера с откровенными сценками, на которых дама в страстных объятьях возлюбленного могла быть изображена с обнажённой грудью). Веера эпохи рококо отличались нежным колоритом, мастера использовали голубые, розовые, фисташковые, золотистые тона. Пластины были тонкими, сам веер был воплощением изящества и хрупкости.
В России складные веера распространились с 18 века, вместе с ними пришло и удивительное явление — особый «язык веера». С помощью веера можно было даже передать некое сообщение, в ситуации, когда разговор был невозможен:
«Да» — приложить веер левой рукой к правой щеке.
«Нет» — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
«Я вас люблю» — правой рукой указать закрытым веером на сердце.
«Я вас не люблю» — сделать закрытым веером движение в сторону, и множество других вариаций.
В 19 веке появляются более дешёвые и доступные веера, зачастую уже не расписанные вручную, а изготовленные с применением печати. В конце 19 — начале 20 века в моде были веера больших размеров, особенно популярны были цветные веера из страусовых перьев.