Горничные на фотографиях конца XIX — начала ХХ вв.
Классическая, всем известная униформа горничных, состоящая из скромного закрытого платья с длинными рукавами, белого фартука и наколки на причёске из белой ткани или кружева, сформировалась только в XIX веке.
Простые платья прислуги, единственными украшениями которых были белые воротнички и фартуки, резко контрастировали с нарядами господ. Служанку не возможно было принять за члена семьи именно благодаря специфической одежде.
В XVIII веке и в предшествующие периоды строго регламентированной формы одежды для женской прислуги не существовало. Часто служанки носили или собственную одежду, сшитую на более чем скормные средства, или донашивали платья с «барского плеча», вышедшие из моды, чем-либо испорченные или просто надоевшие состоятельным дамам.
Служанки из богатых домов меняли платья в течение дня: до обеда полагалось светлое, в послеобеденное время — тёмное, часто чёрное платье. В одежде прислуги не допускались такие «формообразующие» каркасные элементы как кринолин или турнюр, необходимые для модного силуэта, однако, на фотографиях и иллюстрациях 19 — начала 20 века заметно, что форма рукавов, покрой лифа и часто форма юбки соответствовала господствующей моде.
Если в доме было много прислуги, обязанности распределялись. Старшая горничная выполняла личные поручения хозяйки, младшие горничные занимались уборкой комнат и выполняли разнообразную работу по дому. Но часто все обязанности ложились на плечи одной единственной служанки…
Такие образы запечатлены, к примеру, во французской литературе конца XIX — начала ХХ века. В семитомной эпопее Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» фигурирует служанка Франсуаза, которая выполняла всю домашнюю работу: убиралась, закупала продукты, готовила, стирала, следила за детьми… В помощницах у неё была только судомойка. Франсуаза за долгие годы службы стала настоящим членом семьи, господа особенно восхищались её кулинарным искусством, однако, когда принимали гостей, ей было запрещено показываться на глаза.
В серии романов о Клодине французской писательницы Сидони Габриэль Колетт прослеживается трогательная история служанки Мели, которая так же выполняла все домашние обязанности. Изначально она поступила на службу как кормилица и осталась в семье как незаменимая помощница: горничная, кухарка, няня… Мели работала до глубокой старости и её воспитанница была привзана к ней, как к родственнице.