Адыги (черкесы) издревле считались на Кавказе законодателями мод. Именно их по праву именовали «аристократами гор» и «французами Кавказа». Их изысканная манера одеваться задавала тон и определяла вкус соседних с адыгами народов. Особой роскошью и разнообразием фасонов отличалась одежда адыгских женщин.
Традиционный костюм знатных кабардинок и черкешенок был сложным, многослойным и состоял из следующих компонентов: нательной рубахи «джанэкIаку», шаровар «гъончэдж», верхнего платья или рубахи «джан», кафтанчика «кIэкI», надевающегося поверх рубахи и верхнего распашного платья «сай» с лопатообразными рукавами. Рукава и подол юбки на платье богато украшались орнаментами, выполненными в технике золотной вышивки или вышивки шелковой нитью. Обязательным атрибутом адыгской княжеской женской одежды были металлические застежки-нагрудники «тыжьын кIыIу», которые нашивались на кафтанчик и пояс «тыжьын бгырыпх», плотно обхватывающего талию женщины. Нагрудники и пояса изготавливались, как правило, из серебра или латуни, богато декорировались гравированными орнаментами и инкрустацией драгоценными камнями.
Обязательным предметом гардероба знатной черкешенки или кабардинки была шапочка «дышъэ паIу». Фасонов адыгских шапочек существовало множество: высокие с выпуклым дном, низкие с плоским дном, высокие в виде усеченного конуса, маленькие полусферической формы, бывшие в употреблении у молодых девушек. Замужние княгини и дворянки покрывали головы шалями, которые накидывались поверх шапочек.
Особого внимания заслуживает адыгская женская княжеская обувь «пхъэ вакъэ», которая одевалась по особым, торжественным случаям и предавала походке девушки неспешность, плавность и величие. Изготавливалась она из дерева, обшивалась кожей или бархатом, богато декорировалась вышивкой. Высота «пхъэ вакъэ» могла достигать до 20 см.
В конце XIX- начале XX в.в. адыгский женский костюм, так же как и национальные костюмы других народов России, переживает серьезные изменения. Городская европейская мода проникает в круги адыгской знати и интеллигенции. Некоторые замужние благородные адыгские дамы стали отказываться от ношения шапочек и шалей, прекрасно сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. В самом костюме так же стали проявляться черты европейской моды: отсутствие ложного лопатообразного рукава, уменьшение количества орнамента или вообще отказ от него, употребление рукава-«фонарика» в сочетании с традиционным кроем и т.д.
Тем не менее, адыгам удалось сохранить свое богатство — роскошный, сложный и изысканный национальный костюм. Адыгэ сае живет и в ниши дни, обретая свой новый облик в сценических костюмах артисток танцевальных коллективов и в свадебных нарядах современных адыгских невест.
Автор текста: Е.Малкина.
По материалам Губжокова М.Н.